БРАЗИЛЬСКАЯ САМБА


Главная  •   Общие определения и понятия  •   Происхождение  •   Поджанры  •   Инструменты  •   Персоналии  •   Генеалогическое древо


Современная самба может исполняться под аккомпанемент группы различных ударных инструментов, струнных (кавакинью, гитара, банджо) и духовых (флейта, тромбон, кларнет, саксофон, труба).
Самба на карнавале сопровождается только перкуссионной группой, называющейся батериа или батукада, без использования духовых инструментов. Духовые инструменты не входят в состав карнавального оркестра. Считается, что первой школой самбы, вышедшей на карнавал в сопровождении батерии, была «Дейша Фалар».
Основа самбы - это ритм, перкуссия, батукада, слышимые на всей территории Бразилии.
Самое простое музыкальное сопровождение самбы происходит при полном отсутствии инструментов. Простой примитивный аккомпанемент может состоять из коробка спичек, стакана, бутылки, консервной банки, сковородки, стола, табуретки.
Многие известные исполнители самбы использовали в аккомпанементе коробок спичек: Картола, Ноэл Роза, Жерману Матиас (Germano Mathias), Адониран Барбоза, Мириам Батукада (Miriam Batucada), Морейра да Силва (Moreira da Silva).
В Баие до сих пор важным традиционным аккомпанементом являются тарелка и нож, хлопанье в ладоши. В Бразилии «тарелка и нож» считается музыкальным инструментом, и, кроме ножа и тарелки, термин в широком смысле подразумевает любую кухонную утварь. Ножом можно отбивать ритм и проскребывать по зазубринам тарелки, на манер извлечения звуков реку-реку. Используется в самбе де рода в Баие, и обычно употребляется женщинами.
Известная исполнительница самбы де рода Дона Эдит ду Прату (Dona Edith do Prato, Эдит Оливейра Ногейра, 1916-2009, Баия) получила свой псевдоним из-за использования ножа и тарелки в качестве музыкального инструмента (от порт. рrato - тарелка).
Получить представление о том, какой была самба де рода Баии до того, как она стала городской самбой кариока можно на:
http://dedica.la/artist/Dona+Edith+do+Prato#.TtIz7lb96nA
Существует ещё «батукада де лата», когда дети используют консервные банки разных размеров как перкуссионный инструмент. Ноэл Роза на выступлениях «Ансамбля Тангараш» использовал жестянку от керосина.
В основном при исполнении самбы используются кавакинью, гитара, барабан, погремушка и бубен. Но состав аккомпанемента может варьироваться в зависимости от желания и возможностей исполнителей.
Самую потрясающую батукаду можно услышать на карнавале, когда в процессии школы самба количество музыкантов группы ударных инструментов достигает трехсот человек.
Как играет карнавальный оркестр (группа ударных инструментов - батерия) из 182 человек можно узнать на сайте:
http://virgula.uol.com.br/infograficos/carnaval/index.html
где можно прослушать звуки каждого инструмента в отдельности или полностью всю батукаду, и попробовать стать учеником руководителя карнавального оркестра.
Карнавальный оркестр (bateria) - это настоящее сердце школы самба, состоит в основном из ударных инструментов и функционирует почти как симфонический оркестр с маэстро во главе. Правилами карнавала запрещено использование духовых инструментов. Батериа подразделяется на три основные группы по высоте издаваемых звуков:
а) самый низкий звук - группа больших или басовых барабанов (surdo) имеет в составе три вида, различающихся по размерам;
б) средняя высота звука - малый или армейский барабан (caixa) и репинике (repinique);
в) высокий звук - агого (agogô), погремушка (chocalho), тамбурин (tamborim), куика (cuíca), реку-реку (reco-reco), пандейру (pandeiro) или бразильский бубен, тарелки, свисток (apito).
Свисток (apito) - местного мезо-американского, т. е. индейского происхождения. Имеет 3 отверстия. Свисток способен издавать сильные и слабые, длинные и короткие, открытые и закрытые звуки. Используется руководителем батерии для подачи сигналов и команд: начало движения, пауза, остановка, поворот, вступление определённого инструмента или прекращение его игры, а также для исполнения повторяющегося паттерна в составе ритм-группы. Свисток руководителя можно сравнить с палочкой дирижера оркестра или с дудкой боцмана на корабле. Свисток введён в употребление одной из первых школ самбы Портела (Portela) на заре их возникновения в 30-х годах ХХ века в Рио-де-Жанейро.
Сурду (surdo) - большой или басовый барабан. Имеет мембраны с двух сторон, звук извлекается одной или двумя палочками. В составе три вида таких барабанов. Первый сурду - самый большой барабан с самым низким звуком, отбивает медленный темп с интервалом в 2 такта. Второй сурду - средний барабан отбивает быстрый темп с интервалом в 1 такт. Третий сурду - меньший барабан с более высоким звуком исполняет более сложный ритм и синкопами заполняет звуковое пространство среди размеренных темпов первого и второго барабанов.
Малый или военный барабан (caixa) заимствован в 50-е годы ХХ века из военных оркестров. Имеет мембраны с обеих сторон, звук извлекается одной или двумя палочками. Это один из важных инструментов батерии. Манера извлечения дроби различна у разных школ самбы, а специфика игры может безошибочно характеризовать определённую школу, и выделяет её из ряда других. Малый барабан отвечает за неповторимость ритма - основу самбы. Это незаменимый в самбе инструмент.
Репинике (repinique) или репике - барабан с двумя мембранами, меньше по диаметру, но выше малого армейского барабана. По мембране бьют одной палочкой и ладонью свободной руки. Играя на репике де ман (repique de mão), звук извлекается только руками. В некоторых музыкальных жанрах Баии используется репике, по которому бьют двумя нейлоновыми палочками. Имеет высокий звук. Выполняет очень важную функцию наравне со свистком руководителя: также подаёт сигналы музыкантам и танцорам о начале движения, об остановках, паузах. Играющий на репинике перкуссионист должен хорошо ориентироваться в музыкально-звуковом пространстве, знать возможности других инструментов. Исполняя соло, репинике задаёт своеобразные вопросы другим инструментам, ожидает на них ответы, участвует, таким образом, в их перекличке и формировании многообразной перкуссионной полиритмии. Это указывает на большую ответственность репинике в выполнении роли своеобразного дирижера наравне с руководителем всей батерии.
Пандейру (pandeiro) - бразильский бубен - ещё один символ карнавала и самбы. Благодаря своему небольшому размеру и лёгкости его можно встретить на улице, на пляже, в кафе - везде. Ручной ударный инструмент с одной мембраной и меленькими металлическими тарелочками, которые через отверстия в центре попарно насаживаются на ось по диаметру бубна. Звук извлекается ударами ладони и пальцами свободной руки. В наше время многие школы используют пандейристов для исполнения акробатических трюков на самбодроме, так как слабый звук пандейру заглушается другими инструментами. Бубен известен с древнейших времен неолита, но бразильцы считают, что он завезён португальцами, которые заимствовали его у арабов. Бубен уже использовался в первой религиозной процессии в штате Баия 13 июня 1549 года (Корпус Кристи).
Тарелки (pratos) также как и пандейру употребляются на карнавале для жонглерства и имеют высокий звук.
Погремушка (chocalho) представляет собой несколько рядов меленьких парных металлических тарелочек, которые насаживаются на ось, а ее очень высокий звук издаётся при потряхивании. Походит на детскую погремушку - только большую и тяжелую.
Тамбурин (tamborim) меньше по размеру, чем бубен, и имеет одну мембрану. Высокий звук извлекается ударами палочки, а низкий приглушенный звук издаётся при прижатии пальца к мембране. Чередование акцентов открытых высоких и низких приглушенных звуков предоставляет широкие возможности при исполнении неподражаемого ритмического рисунка самбы, который отличается у разных школ.
Куика (cuíca) - самый загадочный и таинственный инструмент самбы. Он издаёт голос джунглей, звуки сельвы: у-у-у-ханье, гу-гу-канье, завывающие и визжащие крики. Имеет африканское происхождение. Относится к фрикционным барабанам с одной мембраной. Внутри корпуса по оси к мембране крепится бамбуковая палочка. Неповторимый звук извлекается при трении палочки мокрой тряпочкой и может меняться при нажатии пальцем на мембрану в месте её крепления.
Удивительный мир звука куики: транс, эпилептический припадок, глупое недотёпство, трогательно-беззащитное недоумие можно услышать при виртуозной игре мастера Ошвалдинью да Куика (Osvaldinho da Cuíca) из Сан-Паулу:
http://www.youtube.com/watch?v=4uLfbFrkOSA&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=Vq9CL_i6tZE&feature=related
Также в сопровождении супер батукады в хорошем качестве с чистым звуком:
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=AUUbg1PUK8I
Следует услышать, что вытворяет этот виртуоз! Уму не постижимо!
Реку-реку (reco-reco). Раньше использовалась полая бамбуковая палочка с поперечными насечками, а звук извлекался при проведении взад-вперёд другой палочкой. В настоящее время это несколько параллельно натянутых в резонаторном ящике металлических пружин. Звук извлекается аналогично, для резонанса вибрируют корпусом, а для приглушения прикрывают рукой пружины или маленькое специальное отверстие в ящике. Бразильские перкуссионисты достигли высокого уровня владения реку-реку. Карлуш Штази (Carlos Stasi) из Сан-Паулу по этому предмету проводил исследования на уровне докторской ученой степени в Бразилии. Он выступает как перкуссионист в группе Duo Ello вместе с Луишем Гуэлло (Luiz Guello). Реку-реку был введён в употребление батерией на карнавале (также как и свисток) одной из первых школ самбы Портела (Portela) на заре их возникновения в 30-х годах ХХ века в Рио-де-Жанейро.
В испано-язычных странах Латинской Америки реку-реку носит название гуиро и изготавливается из плодов горлянкового дерева.
Агого (agogô) широко используется как при исполнении самбы, так и в качестве аккомпанемента в капоэйре. Имеет африканское происхождение. От 2-х до 5-ти колокольчиков разного размера и тональности соединяются между собой изогнутой трубкой. Очень высокий звук извлекается ударами палочки. Раньше изготавливался из скорлупы кокосовых орехов со срезанной верхушкой. Сложный полиритмический рисунок агого очень характерен для духа самбы с её многоплановой перкуссией, и заметно отличается от других инструментов. Агого - один из самых сложных инструментов при исполнении самбы.
В афро-бразильских религиозных культах кандомбле агого принадлежит Ориша Огум (Orixá Ogum) и может называться «ган» (gã). Является сакральным предметом и перед применением должен пройти ритуал очищения, который состоит из омовений листьями, травой, подношений растений, животных и минералов для обретения «жизненной силы» (axé), необходимой для обмена при трансе инициированных [последний абзац - пробный шар вклада в ресурс ВИКИ, авторство в Википедии можно подтвердить].
Беримбау (о berimbau) - однострунный ударный музыкальный инструмент, состоит из металлической струны, натянутой на изогнутую в виде лука палку и резонатора калабаса. Инструмент в Бразилию привезён из Анголы. Широко используется в капоэйре.
Композиция «Беримбау» (Berimbau \ Baden Powell, Vinícius de Moraes) из альбома «Афро-самба» свидетельствует не о массовом употреблении инструмента беримбау при исполнении самбы и босса новы, но о дани уважения традициям капоэйры в Бразилии. Ставшая широко популярной блистательная мелодия «Беримбау», скорее имеет отношение к джазу, чем к самбе, или капоэйре, в которой аккомпанемент беримбау является незаменимым и неотъемлемым.
Гитара. Слово “guitarra” в Бразилии относится исключительно к электрической гитаре. Слово “violão” в Бразилии обозначает классическую акустическую гитару. Наиболее распространена шестиструнная классическая гитара, но используется и семиструнная, а также басс-гитара с четырьмя струнами. В Португалии классическая гитара именуется как «viola».
Ганза (ganzá) - шейкер - металлический цилиндр с песком или зёрнами внутри.
Атабаке (atabaque) - ударный инструмент африканского происхождения. Мембрана с одной стороны, каркас из дерева. Формы атабаке в кандомбле и батуке немного различаются друг от друга. Так же как и в случае с сурду (большой барабан), имеется три основных вида атабаке, отличающихся размером и высотой звука. В кандомбле атабаке является священным предметом. Данный факт заставляет провести аналогию с бубнами сибирских шаманов, также имеющих сакральное значение. Никто кроме шамана не должен был бить в бубен, чтобы не нарушить равновесия между нижним, средним и высшим мирами. Используется при исполнении композиций в религиозных афро-бразильских культах и жанре популярной бразильской музыки (ПБМ). Атабаке может употребляться для аккомпанемента самбы де рода в Баие.
Кора (corá) — струнный щипковый музыкальный инструмент, количество струн доходит до 21-й, в Бразилию попал из Западной Африки. Имеет большой резонатор. Звук коры близок к лютне и арфе. В настоящее время практически не используется в самбе.

ШКОЛЫ САМБЫ Официальное название: развлекательное сообщество школы самба (Grêmio Recreativo Escola de Samba, G.R.E.S.) Первый организованный карнавальный парад состоялся в Бразилии в 1855 году. Успех этого события послужил причиной возникновения многочисленных карнавальных групп и сообществ, которые уже через несколько лет стали оспаривать между собой право на место в центре города в дни карнавала. Карнавальные группы обычно собирались по месту жительства их участников и носили названия районов города. Колыбелью карнавальной самбы в Бразилии стала Праса Онзе (Praca Onze – Площадь 11 Июня) в Рио-де-Жанейро. По словам антрополога Артура Рамуш (Artur Ramos) Праса Онзе служила соединительным клапаном между миром белых и миром чёрных людей. Карнавал бедных людей проходил на Праса Онзе. Диаметрально противоположный карнавал для богатой публики имел место на современной авениде Риу Бранку (Rio Branco), именуемой тогда в народе «Центральной». Элитный карнавал проходил в элитном месте. Праса Онзе потеряла свой исторический облик с 1941 года после сноса многих зданий. Первый конкурс самбы имел место в Рио-де-Жанейро 20 января 1929 года в доме Зе Ешпингела (Zé Espinguela, Жозе Гомиш да Кошта, основатель школы Мангейра) при участии карнавальных блоков районов Ошвалду Круш, Мангейра и сообщества Дейша Фалар. Победителем вышел коллектив Ошвалду Круш (будущая школа Портела). Это событие послужило вехой на пути становления школ самбы из карнавальной группы в блок и потом в сообщество. Обостренный дух соперничества таких сообществ часто приводил к столкновениям во время проведения карнавала, необходимо было просить разрешения для мирного прохода группы через соседний район. Для избегания столкновений между карнавальными группами полиция ввела ряд жестких требований по организации шествий, после чего возникли первые официально зарегистрированные школы самбы. Первой школой самбы в Бразилии считается «Дейша Фалар» (Deixa Falar) района Ештасиу де Са, основанная композитором Ижмаэл Силва в 1928 году, но она участвовала в карнавалах 1929, 1930 и 1931 годов, после чего прекратила своё существование. Старейшими школами самба в Рио-де-Жанейро являются «Портела» (Portela, официально зарегистрирована в 1926 году как «Объединение Ошвалду Круш» - Conjunto Oswaldo Cruz), «Мангейра» (Mangueira, 1928), «Унидуш да Тижука» (Unidos da Tijuca, 1931). При правительстве Жетулиу Варгаса в 1934 году был создан Генеральный Союз Школ Самбы (União Geral das Escolas de Samba). А с появлением первой школы в Сан-Паулу (Primeira de São Paulo) в 1935 году школы самбы стали возникать по всей стране. В первом официальном карнавальном параде в Рио-де-Жанейро в 1935 году победила школа самбы Портела с енреду «Самба доминирует над миром» (O Samba Dominando o Mundo). Появление первых школ самбы привело к возникновению поджанров: самба-енреду, самба-езалтасан. Вскоре благодаря большому успеху школ самбы на карнавалах самба-енреду получила широкое признание и стала национальным символом. Доминирование школ самбы в карнавальных шествиях превратило их выступления в привлекательное шоу и послужило развитию туризма. С 1972 года бразильская газета «Глобу» на основании решения независимого жюри присуждает собственный приз «Золотой Стандарт» в следующих номинациях: самба-енреду, аккомпанемент карнавального оркестра (батерия), наставник зала, знаменосец, лучшие мужские и женские участники коллектива, основное крыло (грузовик с аллегорическим символом енреду) и вспомогательные крылья (группа участников шествия в аллегорических костюмах, соответствующих теме енреду), пушадор (puxador – см. словарь), лучшие мужские и женские пассишташ (passistas - браз. танцоры), раскрытие темы енреду, лучшая передовая комиссия (comissão de frente), состоящая максимум из 15 человек, которая привлекает публику танцами (композиторы, приглашенные гости), организация и слаженность при прохождении парада школой самбы. Школа может включать в шествие своих именитых композиторов и знаменитостей в качестве приглашенных гостей. Для завлечения публики могут быть приглашены даже известные фотомодели. Критерий определения победителя состоит из многочисленных оценок школы самбы, включая назначения лучших исполнителей и авторов самой песни, и т. д. На карнавале ежегодно избирается его символ - «Король Момо», каждая школа самбы выбирает себе Королеву и знаменосца, несущего на параде официальный флаг своей школы. В 1984 году в Рио-де-Жанейро был построен самбодром Маркеш де Сапукаи, специально предназначенный для проведения карнавальных парадов и состязаний школ самбы (ранее шествия проходили по улицам и случались пожары, пожары возникают и в наше время на подготовительных площадках). По его примеру вскоре были построены самбодромы в Сан-Паулу, Порту Алегри, Манаусе. Проведение карнавала имеет сложную структуру по отбору участников и напоминает организацию чемпионатов по футболу. Например, на карнавале 2012 года в парадном шествии проходили школы самбы специальной группы на самбодроме Маркеш де Сапукаи (семь школ 19 февраля и шесть школ 20 февраля), коллективы других объединений групп A, B, C, D, E c 18 по 21 февраля на самбодроме и на другой площадке в Рио-де-Жанейро, в общей сложности 60 сообществ. Итого 73 объединения только в Рио, но карнавалы проходят и в других городах Бразилии, включая Салвадор, Сан-Паулу и др. В Бразилии существует разветвлённая сеть разнообразных ассоциаций, лиг, объединений и сообществ школ самбы. С ростом популярности самбы эта схема была экспортирована за рубеж. Школы самбы имеются во многих странах по всему миру. Среди бразильских композиторов, сочинявших марши для карнавалов, был один выходец из России - Жоржеш Моран (Georges Moran, 1900, Санкт-Петербург - 1974 Рио-де-Жанейро) русский еврей. В Бразилии с 1934 года. Сочинял в основном вальсы, но в репертуаре имеются карнавальные марши: В 1946 году «Trigêmeos Vocalistas» записали марш «Волга, Волга» (Volga, Volga) с текстом Osvaldo Santiago для карнавала 1947 года. Орланду Силва в 1938 году записал вальс «Балалайка» (Balalaika, Georges Moran \ Armando Fernandes). После 20 лет пребывания в Бразилии композитор освоился в мире бразильской музыки: самба «Perversa», 1953, в исполнении Gilberto Milfont, самба «Ninguém te afastará de mim», 1953, в исполнении Карлуша Гальярду (Carlos Galhardo), две самбы-кансан 1957 года «Se tu soubesses» и «Não voltarás, nem voltarei...» в исполнении Лусиу Алвиша (Lúcio Alves).

САМБА = ФУТБОЛ = СПОРТ Наличие многообразных лиг, федераций, ассоциаций, дивизионов самбы заставляет вспомнить о футболе. В день основания карнавального блока Ошвалду Круш (будущая школа самбы Портела) в апреле 1923 года один из друзей его учредителя сказал, что это больше походит на футбол, чем на самбу. Организатор блока Паулу де Оливейра ответил: «Самба и футбол - это одно и то же». В действительности в то время самба и футбол были тесно связаны - футбольный клуб Портела располагался в том же месте, где собирались любители самбы. Самба начиналась только после футбольного матча. В начале 30-х годов ХХ века турниры по футболу проводились в дни карнавала. Одно из первых состязаний школ самба в 30-х годах ХХ века проходило по инициативе и по правилам, установленными газетой «Спортивный Мир». Тогда 19 школ оспаривали своё первенство. Известный большой приближенностью текстов своих самб к повседневной городской жизни Ноэл Роза в знаменитом «Разговоре в кафе» (Conversa de botequim, 1935 - песня стала своеобразной хроникой жизни города) просит официанта узнать у посетителя кафе, каким был счет во вчерашнем футбольном матче. Ари Баррозу всё время мечтал играть в футбол, но ему удалось стать только хорошим комментатором. Когда его любимая команда «Фламенгу» атаковалась соперником, он ограничивался выражениями типа: «О-о-о, наступают враги. Я даже не желаю на это смотреть»,- явно отказываясь от комментирования гола, забиваемого противником. На одном из редких фото можно увидеть Ари Баррозу без своих неизменных усов - сбрил, когда «Фламенгу» проиграла! Известный бразильский исполнитель фолк-рока Алсеу Валенса (Alceu Paiva Valença, род. 1946) из северо-восточного штата Пернамбуку о Короле Ритма Джексоне ду Пандейру сказал следующее: «Я всегда говорю, что Гонзага - это Пеле в музыке, когда Джексон - это Гарринча».

СЛОВАРЬ о bamba - сведущий человек, знаток, корифей, учитель, гуру самбы. Несмотря на окончание на «а» - «бамба» скорее мужчина, и не белый, но чёрный человек. Только Ноэл Роза мог написать следующий текст к своей самбе «Я иду в Вилу» (Eu Vou Pra Vila, Вила – район Рио-де-Жанейро Вила Изабел): Não tenho medo de bamba Na roda de samba Я не боюсь бамбы В кругу самбы Ноэл Роза был первым белым композитором, который сочинял самбы совместно с чернокожими представителями жанра. Ответ на вопрос, зачем он идет в Вилу следует из текста: A polícia em toda a zona Proibiu a batucada Eu vou pra Vila Onde a polícia é camarada Полиция везде Запретила батукаду Я иду в Вилу Где полиция - друг batucada – батукада: 1. ритм или песня батуке; 2. перкуссионная группа - синоним bateria. 3. перкуссия, сложные ритмичные рисунки, издаваемые группой ударных инструментов. Карнавальное шествие школы самбы сопровождается батукадой. o batuque – батуке: 1. порт. браз. батуке (негритянский танец, сопровождаемый игрой на ударных инструментах); 2. перкуссия; 3. батукада = группа ударных инструментов; 4. порт. браз. батуке - афро-бразильский религиозный культ ориша в бразильском штате Рио-Гранде-ду-Сул, откуда распространился в Уругвай и Аргентину. bateria (08_Bateria do samba.jpg) - группа ударных инструментов школы самба; карнавальный оркестр. Следует отличать от обычной «bateria» - т. е. ударной установки. carioca - кариока - то, что относится к Рио-де-Жанейро; favela - 1. фавела - растение. 2. так в Бразилии называют трущобы. Первая фавела появилась в Рио-де-Жанейро после войны Канудус 1896-1897 и названа так по аналогии с поселением восставших на холме Фавела (Morro da Favela), поросшее растением фавела (Cnidoscolus quercifolius), произрастающее только в Бразилии в штатах Баия, Пернамбуку, Сан-Паулу. Если посмотреть на карту Рио-де-Жанейро, можно увидеть, что многочисленные фавелы имеются не только на окраинах города, но расположены по всей площади. Печально известный по фильму «Город Бога» (Cidade de Deus, 2002) район Город Богов (правильный перевод) только формально считается кварталом, но в действительности является фавелой. Проблема фавел или трущоб характерна не только Рио-де-Жанейро и другим городам Бразилии, но также многим странам третьего мира. mestre de bateria - руководитель батерии - группы ударных инструментов школы самба. o Orixá - Ориша - духи-покровители - всего их 600. Среди этого множества есть ориша, которые носят одежду только белого цвета, также существуют ориша черного и других цветов. Следует отметить, что от имени ориша Ошала (Oxalá - белого цвета, покровитель мира и веры) произошло приветствие на португальском языке - Olá! Прослеживается аналогия мусульманскому «салам алейкум» и еврейскому «шалом алейхем» - пожелание мира в сердце. Традиция афро-бразильской капоэйры, как и азиатских единоборств, носит оборонительный, но не агрессивно-наступательный характер. prato-e-faca - «тарелка-нож», в качестве бразильского музыкального инструмента используется в самба де рода Баии. о sambista - самбишта - не путать с «самбист» от самбо - борьба: «наши советские самбисты опять завоевали золото в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх». Если спросить в книжном магазине «что-нибудь о самбе», продавец ответит, что о борьбе «самбо» ничего нет. Интересно, что в колыбели самбы бразильском штате Баия употребляются парные слова «самбадор» и «самбадора», «самбадейру» и «самбадейра», различающие участников по полу, что важно в регламентации ролей при исполнении традиционной самбы де рода. Кариокское «самбишта» имеет общий род, различающийся артиклем: «о sambista» - мужчина, «а sambista» - женщина самбишта». Исполнительница самбы де рода Дона Дилда из Баии называет себя «самбадейришта». Бразильские самбишташ - это композиторы, музыканты, танцоры, певцы музыкального жанра САМБЫ. В карнавальном шествии школы самба самбишташ разделяются на: os\as ritmistas, os músicos - перкуссионисты, музыканты и os\as passistas - танцовщики и танцовщицы. umbigada - умбигада - бразильский танец африканского происхождения середины XIX века. У народов банту - круговой танец, в котором солист наносил удар животом (от лат. umbilicus - пуповина) выбранному им танцору для своей замены в центре круга. Важный традиционный элемент самбы де рода Баии при выборе солистки своей замены из круга. Присутствует в самбе де партиду-алту Рио-де-Жанейро. puxador «пушадор» – своеобразный гид-руководитель исполнения самбы-енреду, экзальтирующий публику и участников при помощи микрофона. «Пушадор» от порт. глагола «puxar» - вызывать, влечь за собой или «Intérprete» - интерпретатор. Пушадор выполняет важную функцию в карнавальном шествии школы самбы на параде. Направляет исполнение самбы енреду, привлекает внимание зрителей. Первой женщиной-«пушадора» стала бразильская певица Элза Соареш (Elza Soares). Versador – версадор. После 60-х годов ХХ века вытеснено и заменено словом «партидейру» - исполнитель импровизационных текстов в самбе де партиду-алту.

СОВРЕМЕННОСТЬ Традиционную самбу де рода Баии взяли под опеку ЮНЕСКО. В Рио-де-Жанейро приверженцы традиций продолжают исполнять самбу де партиду-алту. Переиздаются записи классических композиций «Золотого Века» самбы, а современные исполнители перезаписывают известные бессмертные эталоны жанра 30-40-х годов прошлого столетия. Карнавальная самба бьётся за достижение коммерческого успеха. Босса нова продолжает оказывать влияние на бразильскую музыку. Широкой популярностью пользуется пагоде. Кроме этого современный период развития самбы представлен эклектикой и смешением жанров в богатом букете бразильской популярной музыки (Música Popular Brasileira - MPB). Писать о поджанрах бразильской самбы порой утомительно сложно. Всё переплелось, как в дебрях Амазонки, ни вперед, на направо, ни налево не пускают хитросплетения различных стилей. Наблюдаемое в настоящее время смешение различных жанров существовало и при зарождении и фиксации городской самбы кариока с 20-х по 40-е годы ХХ века. Франсишку Алвиш в 30-х годах ХХ века записал песню под названием «Самба чарльстон». Наш современник Жуан Бошку (João Bosco de Freitas Mucci, родился в 1946 году в Понте Нова, штат Минас Жерайс) порой может сыграть вполне корректный самба-джаз-рок для любителей независимой альтернативной музыки, и избалованных меломанов. Жуан Бошку и Зизи Посси (Zizi Possi) исполняют «Пьяный и эквилибристка» (O Bêbado e a equilibrista): http://www.youtube.com/watch?v=q0DBCozFGFo&feature=endscreen&NR=1 Начало песни «O Bêbado e a equilibrista» не отличить от джаза, стоит только выйти на сцену Зизи, как всё мгновенно превращается, превращается в хрустально-хрупкую нежную самбу современной артистической богемы, несущей влияние босса новы. Этого замечательного исполнителя случайно открыл Том Жобин. Достойно внимания и уважения его выступление с Клементиной де Жезуш (Clementina de Jesus). Новаторство композитора выражается в его стремлении к экспериментам. Например, он пытается объединить песни композиторов различных жанров и временных рамок: Ноэла Розы «Желтая лента», Beatles «Eleanor Rigby» с собственной композицией «Trem Bala». Жуан Бошку использует разные стили и жанры: самбу, джаз, блюз, балладу, босса нову. Его приятная креативная, густая и насыщенная музыка с гармоничными африканскими мотивами не может вызывать отторжения, например «Звук куики» (O Ronco Da Cuíca): http://www.youtube.com/watch?v=4T32ZT8c8pk&NR=1&feature=endscreen&list=PL043E0CAE97BBB512 «Досеш Барбаруш» (Doces Bárbaros) - квартет звезд бразильской музыки собрался, чтобы отметить десятилетие начала сольных карьер каждого участника (Каэтану Велозу, Гал Кошта, Жилберту Жил, Мариа Бетаниа - Caetano Veloso, Gal Costa, Gilberto Gil, Maria Bethânia) и представлял собой музыкальную группу хиппи. Все музыканты родом из Баии. Диффузия соул-рок, психоделическое влияние «Битлз» мало чего имеет общего с бразильской самбой. Разве что слово Шанго в названии одной из песен. А что может напомнить название другой композиции «Chuck Berry fields forever»? Но, по крайней мере, одна самба всё-таки затесалась в альбом (Tarasca guidon). В наше время эта пластинка многими считается шедевром, однако сразу после выпуска диска на группу обрушилась жесткая критика. Их шоу в Рио-де-Жанейро побило рекорды по продаже билетов. Жилберту Жил и Каетану Велозу по их вкладу в бразильскую музыку сравниваются с Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Участники квартета выступали перед Королевой Англии. В 1994 году школа самбы Мангейра пригласила квартет для участия в карнавале в качестве специальных гостей. В 2002 году шоу квартета собрало на Копакабане около 100 тысяч зрителей. Очень многие современные исполнители работают не только в жанре самбы. Например, жена футболиста Гарринча Элза Соареш (родилась в 1937 году) поёт самбу, босса нову, БПМ (МРВ), самбалансу, самба-рок, хип-хоп. Она известна как первая женщина «пушадора» при исполнении самбы-енреду на карнавалах. Певица начала творческую карьеру в шоу начинающих исполнителей под руководством Ари Баррозу, и получила тогда наилучшие оценки. Среди многочисленных имён современных известных исполнителей самбы следует отметить: Алсионе, Клара Нунеш, Шику Буарке, Зе Ренату, Вилсон Морейра, Дона Ивоне Лара, Ней Лопеш, Жуан Бошку, Мартинью да Вила, Фатима Гедеш, Зека Пагодинью, Дуду Нобре, Арлинду Круш, Сомбринья, Эмилиу Сантьягу. ФОТО: 1ª-Feijoada-Mocidade-214.jpg (Тётушка Нилда - Tia Nilda \ GRES Mocidade Independente de Padre Miguel) 07_1963-tocador-de-prato-na-portela.jpg – тарелка-нож 08_Bateria do samba.jpg – состав инструментов карнавальной батерии 08_Bateria_2626.jpg – тренировка батерии на куадра 16_Bush_Ganzá_09_03_2007.jpg – президент США взял в руки ганза 17_Nei_Lopes_George_W_Bush.jpg – Ней Лопеш и Джордж Буш 18_пандейру.jpg – фильм о самбе де рода 20_Reco Reco_AryBarroso.jpeg – Ари Баррозу с реку-реку 29_Samba.jpg – партитура «Самба, бразильская сюита» Алешандре Леви 30_PeloTelephone.jpg – партитура самбы-машише «По Телефону» 35_Pixinguinhabatutas.jpg - Oito Batutas 35_Sinhô_1.jpg – Синьо – «Король Самбы» 2525.jpg – ежегодно избирается символ карнавала Король МОМО Милтон Жуниор (Milton Júnior) получал переходящий титул Короля Момо на карнавалах 2009, 2010 и 2011 годов. 2592.jpg – возобновление традиции «Пагоде в поезде» 2 декабря в «Национальный День Самбы» 2605.jpg – самба рурал – деревенская самба 2607.jpg – самба рурал – деревенская самба 2616.jpg – апофеоз самбы AB_49_g.jpeg – Ари Баррозу и Уолт Дисней AB_96_g.jpeg – в день поражения любимой футбольной команды Ари Баррозу сбрил неизменные усы AB_160_g.jpeg – Ари Баррозу заставил весь мир петь самбу AB_168_g.jpeg – Акварель Бразилии AB_169_Amigos.jpg – мультфильм Уолта Диснея «Привет друзья!» Adoniran Barbosa_32.jpg Adoniran Barbosa_34.jpg – «Поэт Вилы» Ноэл Роза и «Отец самбы Сан-Паулу» Адониран Барбоза Aracy_11_Cortes_Yaya.jpg – первая самба-кансан «Аи, Йойо» в исполнении Араси Кортиш Aracy_30_Paulinho-da-Viola.jpg Batucada_Israel_25.jpg – самба популярна во всём мире – батукада в Израиле candomble.png – ритуальный танец кандомбле Carmen Miranda_12.jpg Dor_J_Kubitschek_Dorival Caymmi_Pixiguinha_Louis.jpg – Доривал Каимми, президент Бразилии Жоселину Кубичек, Пишингинья и Луи Армстронг Dorival Caymmi & Vinícius de Moraes_Tom Jobim.jpg Dorival Caymmi_57.jpg – бразильцы воздвигают памятные скульптуры своим любимым самбишташ Dorival Caymmi_58.jpg – бразильцы любят шаржи Dorival Caymmi_Amado_13.jpg Dorival Caymmi_Carmen Miranda.jpg gafieira 2 site.jpg Heitor-dos-Prazeres_12.jpg Heitor-dos-Prazeres_Pandeiro.jpg – картина Эйтора душ Празериша «Пандейру» Instrumentos_choro.jpg – состав инструментов шору Mario reis francisco alves_2.jpg – Мариу Рейш (слева) и Франсишку Алвиш NR_100 anos de Noel Rosa.jpg – шарж Ноэла Розы 2010 года в честь 100-летия со дня рождения композитора NR_2631.jpg – энреду школы «Вила Изабел» 2010 года в честь 100-летия со дня рождения композитора Ноэла Розы NR_Noel Rosa_73.jpg – Ноэл подарил Араси де Алмейда фото с дарственной: «Моей подруге и коллеге Араси на память». Samba de Gafieira_25.jpg Samba de Gafieira_42.jpg Samba de Gafieira_46.jpg

САЙТЫ: http://www.dicionariompb.com.br/ http://pt.wikipedia.org/wiki/Samba http://cliquemusic.uol.com.br/generos http://www.estacaomusical.com.br/aprendendomusica/13/os-instrumentos-da-bateria-nas-escolas-de-samba http://www.pulsewave.com/glossary/glossary.html http://www.brasilescola.com/carnaval/escolas-de-samba.htm http://virgula.uol.com.br/infograficos/carnaval/index.html http://carnaval.home.sapo.pt/escolasdesamba.html http://www.gresportela.com.br/?page_id=65 (G.R.E.S. Portela) http://www.sambaderaiz.net = персоналии + аудио, biografia http://www.academiadosamba.com.br/memoriasamba/artigos http://almanaque.folha.uol.com.br/samba.htm portal.iphan.gov.br/portal/baixaFcdAnexo.do?id=723 Samba de Roda do Recôncavo Baiano - IPHAN Instituto do patrimônio histórico e artístico nacional

Полезный ресурс песен «Золотого Века» на youtube: http://www.youtube.com/user/SenhorDaVoz СПИСОК рекомендуемых для прослушивания самб. Каждая указанная композиция представляет собой яркую и характерную страницу из истории развития жанра самбы: Pelo Telefone (Donga/ Mauro de Almeida) – Baiano Jura (Sinhô) – Mário Reis Ai, Ioiô (Linda flor\Henrique Vogeler\Marques Porto\Luis Peixoto) – Araci Cortes O Que É Que a Baiana Tem? (Dorival Caymmi) – Carmen Miranda e Dorival Caymmi A Flor e o Espinho (Nelson Cavaquinho\Guilherme de Brito) – Nelson Cavaquinho e Guilherme de Brito Se Você Jurar (Ismael Silva\Newton Bastos\Francisco Alves)–Francisco Alves e Mário Reis Feitiço da Vila (Noel Rosa/ Vadico) – Aracy de Almeida Fita amarela (Noel Rosa) - Francisco Alves & Mário Reis Último desejo (Noel Rosa) - ARACI DE ALMEIDA Acertei no Milhar (Wilson Batista/ Geraldo Pereira) – Moreira da Silva Agora É Cinza (Bide\Marçal) – Mário Reis Ai, Que Saudades da Amélia (Ataulfo Alves/ Mário Lago) – Ataulfo Alves Aquarela do Brasil (Ary Barroso) – Francisco Alves Aquele Abraço (Gilberto Gil) – Gilberto Gil Arrasta a Sandália (Baiaco/ Aurélio Gomes) – Moreira da Silva Batuque na Cozinha (João da Baiana) – João da Baiana - Brasa (Lupicínio Rodrigues) – Orlando Silva Cadê Tereza? (Jorge Ben) – Jorge Ben e Originais do Samba Cântico à Natureza (Nelson Sargento/ Jamelão/ A. Lourenço) – Jamelão Candidato Caô Caô (Pedro Butina/ Walter Meninão) – Bezerra da Silva Canto de Ossanha (Baden Powell/ Vinicius de Moraes) – Elis Regina Casa de Bamba (Martinho da Vila) – Martinho da Vila Catavento e Girassol (Guinga/ Aldir Blanc) – Leila Pinheiro Cidade do Pé Junto (Zeca Pagodinho/ Beto Sem Braço) – Zeca Pagodinho Clube do Samba (João Nogueira) – João Nogueira Escurinho (Geraldo Pereira) – Cyro Monteiro Foi um Rio que Passou em Minha Vida (Paulinho da Viola) – Paulinho da Viola Gostoso Veneno (Wilson Moreira/ Nei Lopes) – Alcione Heróis da Liberdade (Silas de Oliveira/ Mano Décio/ Manoel Ferreira) – Roberto Ribeiro Juramento Falso (Pedro Caetano) – Silvio Caldas e Elizeth Cardoso O Mar Serenou (Candeia) – Clara Nunes Mestre-Sala dos Mares(João Bosco\Aldir Blanc) – João Bosco Mora na Filosofia (Monsueto Menezes/ Arnaldo Passos) – Marlene Pandeiro (Assis Valente) – Novos Baianos Praça Onze (Herivelto Martins/ Grande Otelo) – Trio de Ouro Pressentimento (Elton Medeiros/ Hermínio Bello de Carvalho) – Elza Soares Brasil Quem Me Vê Sorrir (Cartola/ Carlos Cachaça) – Cartola Samba do Avião (Tom Jobim) – Os Cariocas Saudosa Maloca (Adoniran Barbosa) – Demônios da Garoa Sonho Meu (D. Ivone Lara/ Delcio Carvalho) - Clementina de Jesus e D. Ivone Lara Vou Festejar (Jorge Aragão/ Neoci/ Dida) – Beth Carvalho A Voz do Morro (Zé Kéti) – Jorge Goulart

* * *


Автор статьи: Геннадий Клочковский (почётный член Ассоциации португалистов России).
Сайт посвящается Анатолию Михайловичу Гаху.
При поддержке: Центра языка и культуры португалоговорящих стран.
Использование материалов сайта «САМБА.рф» только по согласованию с автором.
© 2012