БРАЗИЛЬСКАЯ САМБА


Главная  •   Общие определения и понятия  •   Происхождение  •   Поджанры  •   Инструменты  •   Персоналии  •   Генеалогическое древо


Тема возникновения жанра самбы и её поджанров, этимология их названия представляют поле многочисленных и неутихающих дискуссий. Несомненны только её африканские истоки. Из городских жанров, повлиявших на возникновение самбы, следует отметить лунду, модинью, машише, шоте, польку, вальс. Ниже приводится резюме об истоках самбы из книги Рикарду Краву Албин «Золотая книга БПМ (бразильской народной музыки)» (O livro de ouro da MPB \Ricardo Cravo Albin), Rio de Janeiro: Ediouro, 2003, стр. 24-41.


ЛУНДУ
В первой половине XIX века самыми популярными жанрами были лунду (landum, lundum, londu) и модинья (modinha). Лунду произошел от африканского батуке и был не бразильским жанром, но африканским танцем в Бразилии. Первые упоминания лунду в документах датируются с 1780 года. Его было запрещено танцевать на улицах и в театрах. Характерными чертами танца было сопровождение хлопаньем в ладоши и песенное исполнение по модели куплет-рефрен, что типично для африканской музыки. Постепенно танец лунду стал уделом негров, а песня лунду попала в театр. Первой грамзаписью в истории бразильской музыки была песня лунду «Это хорошо» (Isto é bom, Xisto Bahia, 1902).

МОДИНЬЯ
В Португалии «moda» - это обозначение песни вообще. Модинья (modinha) в Бразилии - песенка, городской песенный камерный жанр сентиментального, лирического характера белого населения Бразилии. Мулат Калдаш Барбоза (Caldas Barbosa) из Бразилии с успехом пел модинью при португальском королевском дворе в конце XVIII столетия. Таким образом, модинья - это первый бразильский музыкальный жанр, получивший успех за пределами Бразилии.
Со временем модинья стала постепенно исчезать, но, переродившись, обрела новую жизнь в самба-песне. Согласно Мариу де Андраде (Mário de Andrade) самба-песня стала новой модиньей. Модинья заимствовала ритмы вальса и шоте, которые не были национальными жанрами. Самба-песня окончательно превратила модинью в национальный жанр.
ПОЛЬКА попала в Бразилию в 1844 году.

ШОРУ Возникновение инструментального жанра шору обязано соединением трех инструментов в ансамбле: флейты, кавакинью и гитары.

МАШИШЕ Возник около 1875 года от слияния танго и хабанеры с ритмами польки при исполнении в афро-лузитанской синкопированной манере. Машише (бразильское танго) - первый аутентичный бразильский жанр последней четверти XIX века.
Конец резюме об истоках самбы из книги Рикарду Краву Албин «Золотая книга БПМ (бразильской народной музыки)» (O livro de ouro da MPB \Ricardo Cravo Albin\).

ШОТЕ
В Бразилии встречаются написания «xote» (xótis, chóte, chótis). Это танец европейского происхождения. Ритм шоте используется в бразильском танце форро (forró). Португальское слово «xote» в Бразилии происходит от немецкого «schottisch», которое обозначало танец «escocesa», а точнее «polca escocesa», в том виде, в котором он был известен в Германии. В настоящее время в Португалии известен как «шутиса» (chotiça) или «шотиш» (Schottisch). Широко популярный в Европе шотландский танец, Иоганн Себастиан Бах сочинял «экосезе» в XVIII веке.
Шотландский танец попал в Бразилию из Германии. Он был привезён в Бразилию в 1851 году и высоко ценился представителями знати.

Полька, шору, машише и шоте – танцевальные жанры.
Модинья – исключительно песенный жанр.
Лунду – единство музыки, песни и танца.

Для адекватного понимания понятия самба следует рассмотреть корни жанра с точки зрения этнографии. Основой для самбы служили религиозные ритуалы и обряды племен банту и йоруба в Африке (Ангола, Конго). В честь многочисленных духов-богов ориша устраивались грандиозные праздники типа макумба (macumba) и кандомбле (candomblé), представляющие собой жертвоприношения священных животных. Сложные религиозные церемонии и ритуалы сопровождались танцами и музыкой, отличающейся своеобразным чувственным и неистовым ритмом. В наше время в бразильском штате Баия можно услышать такой энергичный ритм, который и является первоначальным видом самбы. При этом основными инструментами служат пандейру, тамбурин, также используются куика, реку-реку, гитара, кавакинью. Самба в Баие не обходится без традиционного хлопанья в ладоши и тарелки-ножа.

Португальский журналист и спирит Угу Роша (Hugo Amílcar de Freitas Rocha 1906-1993) писал: «Кандомбле Баии - это афро-бразильская музыкальная церемония (в своем триединстве музыки, пения и танца) традиционного ритуала поклонения духам, которая, несомненно, является одним из фольклорных выражений черной магии». Музыкальное сопровождение исполняется на трех основных инструментах: атабаке, агого, кабаса (точнее калабаса - o atabaque, o agogô, a calabaça).

В Бразилии произошел исключительный феномен - слияние культов различных племен групп йоруба, банту, поскольку чернокожие рабы привозились в Бразилию из разных регионов Африки. Это отличает религиозные традиции Бразилии от верований бывших рабов других латиноамериканских стран.

Необходимо упомянуть ещё один афро-бразильский религиозный культ – батуке, который практикуется в бразильском штате Рио-Гранде-ду-Сул, откуда распространился в Уругвай и Аргентину. Уместно процитировать слова бразильского историка и музыковеда Мариу де Андраде (Mário Raul de Moraes Andrade 1893—1945): «В 1933 году для негров не было различия между словами «самба» и «батуке».

Как в кандомбле, так и в батуке поклоняются многочисленным семейным и племенным тотемам Ориша, которых произвел главный бог для поддержания баланса между мирами. Веками эти культы запрещались католической церковью. Любопытно, что в настоящее время, невзирая на наличие у каждой народности единого главного бога (у банту - это Нзамби, у кету - Олорум, у жеже - Маву), кандомбле считается монотеистической религией, а для большинства ее приверженцев их бог равнозначен тому богу, которого исповедует католическая церковь.

Религиозные традиции африканских народов кандомбле, батуке и вуду имеют много общего: ритуалы включают священное жертвоприношение, еду, музыку, пение и танцы. Эти ключевые моменты ритуала отдаленно сохранились в современном поджанре самбы - пагоде. Пагоде, прежде всего, представлял собой праздник с едой, выпивкой, пением и танцами.

Тётушки Баии, уже исповедовавшие католицизм в XIX веке, привезли в Рио-де-Жанейро старые африканские ритуальные обряды, и, как носительницы древних традиций, пользовались огромным авторитетом и уважением.

Никто точно не знает происхождение слова «самба», поскольку имеется целый ряд различных и противоположных версий. Поиски этимологии приводят к африканским языкам Анголы и Конго, поскольку именно оттуда в Бразилию завозились чернокожие рабы. Н’Тотила Н’Ланду-Лонга (N’Totila N’Landu-Longa) в речи на конференции Центра Афро-Восточных Исследований (СЕАО, Centro de Estudos Afro-Orientais) 10 мая 1978 года докладывал, что слово «самба» происходит от «sáamba», обозначающего в языке Конго (киконго, группа банту) группу инициации, в которой человек готовится к исполнению политических, социальных и религиозных функций.

Эдисон Карнейру в «Традиционных праздниках» (Edison Carneiro, Folguedos tradicionais) считает, что «самба» происходит от «семба» (semba), что на языке кимбунду (группа банту) обозначает умбигаду (umbigada - см. словарь), посредством которой право солировать в танце переходит от одного танцора к другому. «Умбигада» в Африке - круговой танец народов банту. По сведениям лузитанского этнографа Эдмунду Коррейя Лопеш (Edmundo Correia Lopes), цитируемого португальским журналистом Угу Роша, «Самба» - это не название танца, а повторяющееся в песне имя главного солирующего танцора и певца. По другим источникам тот же Эдмунду Коррейя Лопеш писал: «Самба – это преимущественно женский танец, имеющий скорее воинственный, чем эротический характер».

Многие исследователи соглашаются с происхождением слова «самба» из африканской языковой семьи банту, и считают его производным от глагола “Kumba”, связанным по своему значению со словом «возлюбленная».

Возможно происхождение от «samba», переводимым с языка умбунду (группа банту) как «быть оживленным, возбужденным». На языке луба (группа банту) «samba» значит «прыгать, скакать от радости». Некоторые возводят возникновение термина к значениям слов «Sam» - давать и «Ba» - получать, или «Ba» - то, что упало. Ещё имеется версия, по которой «samba» происходит от арабского, или точнее мавританского «Zambra» или «Zamba». В Анголе наших дней слово «самба» может обозначать невысокое плодородное плоскогорье с фертильной почвой, предназначенное для возделывания в предстоящем году.

Следует упомянуть о существовании парного аргентинского танца «самба» (исп. «La zamba»). Исследователи музыки считают, что название этого танца произошло от этнографического термина «самбо» (исп. zambo), который обозначает потомков от смешанных браков индейцев и негров. Мнения музыковедов совпадают в том, что парный аргентинский танец «самба» произошел от перуанского танца «самакуэка» (исп. zamacueca), впервые появившегося в Лиме ещё в XVI веке от взаимного влияния музыки и танцев цыган, мулатов и негров из Анголы. Однако ни движения танцоров, ни музыкальный размер этих танцев не имеют ничего общего с бразильской самбой. Звезда бразильской музыки Кармен Миранда записала одну песню в этом жанре: Ya canta el gallo (Y. Scolatti Almeyda) Carmen Miranda, 1932, Zamba.

Самое раннее упоминание термина «samba» было опубликовано монахом Мигелем в журнале «Капусейру», изданном в Пернамбуку в 1838 году, хотя это относилось не к музыкальному жанру, а к негритянскому народному религиозному празднику того времени. А в № 64 того же журнала от 12 ноября 1842 года монах Мигель опубликовал текст:

Aqui pelo nosso mato,
Qu'estava então mui tatamba,
Não se sabia outra coisa
Senão a Dança do Samba

Здесь, в нашем лесу
в косноязычной глуши
ничего другого не знали
кроме Танца Самба

Эти строки подтверждаются данными исследователя Ирама Араужу из штата Баия, согласно которым на протяжении веков танцевальные праздники негров-рабов назывались «Самба». Всё это говорит о том, что самба пелась и танцевалась в Рио-де-Жанейро задолго до её первой официально известной грамзаписи в 1916 году.

В книге «Самба в действительности» Ней Лопеш (бразильский самбишта, композитор, певец, писатель, род. 1942) описывает движения танца самба:

«Самба проявляется в коротком шаге, в обманных ускользающих движениях тела, в широком шаге с покачиванием, в балансировании руками, в постоянных поворотах головы с неизменной улыбкой, - это импровизированная комбинация движений, при исполнении которой никто в мире не может сравниться с бразильцем». В самбе де рода Баии танец характеризируется «миудинью».

Кроме умбигады, являющейся одним из характерных элементов самбы, в Баие практикуются ещё три основных движения: устрани соблазн (separa-o-visgo), корта-а-жока (corta-a-joca), поймай виноградину (apanha-o-bago). При движении «устрани соблазн» поднимается, отводится в сторону и опускается нога, как бы что-то отстраняя от себя. Этнографы и исследователи сходятся в одном: самба - это преимущественно женский, чувственный и откровенно эротический танец.

* * *


Автор статьи: Геннадий Клочковский (почётный член Ассоциации португалистов России).
Сайт посвящается Анатолию Михайловичу Гаху.
При поддержке: Центра языка и культуры португалоговорящих стран.
Использование материалов сайта «САМБА.рф» только по согласованию с автором.
© 2012